Свободный рынок
(free market), экономика, предполагающая покупку, продажу и др. торг, операции на любых выгодных для сторон условиях, без вмешательства (интервенция) гос-ва. Это означает, напр., что цены на товар не фиксированы и устанавливаются исключительно под воздействием спроса и предложения; государственное регулирование и субсидирование произ-ва или занятости отсутствуют. Идеал С.р. главенствует в идеологии либертаристов (либертаризм) и новых правых (см., напр., кн. Фридмана Капитализм и свобода, 1962). Однако требования С.р., зависящие от условий конкуренции и полной информированности, на практике часто не выполняются, поэтому даже симпатизирующие его идеалам пр-ва вынуждены регулировать рынки для защиты потребителей и предотвращения появления монополий и картелей. Объединения производителей также могут предпочесть стабильность регулированного рынка опасностям открытого соперничества, как об этом писал амер. экономист Джон Кеннет Гэлбрейт в кн. Новое индустриальное общество (1967). И все же С.р., очевидно, необходимы для эконом, роста, и их вводят мн. страны, придерживающиеся политики либерализации после неуспеха гос. планирования (плановая экономика). Теоретически можно представить себе такую форму рыночного социализма, при к-ром пр-во будет определять оптимальные цены на товары, но на практике свободный обмен товарами, услугами и раб. силой, скорее всего, приведет к кап. форме орг-ции экономики (капитализм).